Дневник
Главная » 2009 » Сентябрь » 23 » о психологии, интеллекте, характере собак и немного о чудесах09:34 о психологии, интеллекте, характере собак и немного о чудесах |
ПОНИМАНИЕ СЛОВ
Трудно сказать, почему официальная кинология советских времен объявила, что собаки не понимают слов. Тогда как же они могут понимать команды, поданные в словесной форме? То же самое утверждает и Уитни, приводя совершенно абсурдные доказательства: если собаке вместо усвоенной команды сказать другие слова, совпадающие по значению, то собака растеряется и не среагирует. А если команду подаст не хозяин, а незнакомый человек — собака опять-таки не поймет чего от нее хотят (а это уже и вовсе выдумка!)
. Предполагаю, что если бы господину Уитни сказали что-либо на китайском или фарси, то он бы тоже ничего не понял. И вряд ли бы он бросился немедленно исполнять приказ незнакомого человека, но мы ведь не стали бы делать из этого далеко идущие выводы Механизм понимания слов и у человека, и у собаки должен быть аналогичен. Ни человек, ни собака не могут самостоятельно догадаться: что означает слово, услышанное впервые.
Кто-то должен им либо показать наглядно, либо объяснить при помощи уже известных слов, причем не обязательно прямо, можно использовать контекстовые подсказки. Бергман отмечает, что собаки, без какого бы ни было целенаправленного обучения, начинают понимать смысл слов, употребляемых в повторяющихся ситуациях. Причем, чем значимее для собаки событие своей приятностью или, наоборот, неприятностью, тем быстрее она уясняет значение слова. Так собака, проходящая курс инъекций, услышав в разговоре хозяев слово укол, немедленно прячется, а патриот желудка проявляет радостное возбуждение, слыша названия любимых продуктов.
Лоренц и вовсе считал, что собака понимает человеческую речь лучше обезьяны, хотя и уступает ей в других проявлениях интеллекта. «Словарь» собаки может состоять из нескольких десятков и даже нескольких сотен слов, в зависимости от интеллекта особи и от того, насколько активно общается с собакой хозяин. Первое слово, с которым обычно сталкивается щенок — это его кличка. Малышу нужно где-то 1-3 дня, чтобы запомнить свое имя. Хотя я как-то читала о бладхаунде, который до года не мог усвоить как его зовут.
Был ли он настолько глуп или, наоборот, настолько умен, чтобы притворяться и извлекать определенные выгоды из статуса глупой неуправляемой собаки? Но, возможно, как раз из-за таких экземпляров в книгах по собаководству рекомендуют выбирать для собаки простое одно-, двухсложное имя и далее не менять его. Я не ставила специально цели опровергнуть эти рекомендации и не пыталась проводить эксперименты над своими собаками, но как-то так уж получилось, что у всех моих собак по нескольку имен — это ласковые и уменьшительные варианты основного имени и часто довольно-таки длинные. Но вот у моего кобеля
Эраста есть второе имя, совершенно не созвучное первому — Гаврюша, которое он получил в детстве за то, что был очень крепеньким, толстеньким и галопировал с изяществом молодого бычка, и собака реагирует на оба имени. А у Рика настоящая чехарда имен: сначала он был Рюшечкой, потом Хрюшечкой, потом Хрюней, потом Хрюнделем. Сейчас он Хряпа и никакого неблаготворного влияния на нервную систему, настроение и послушание собаки я не заметила. Кроме того, есть общий для всех собак огромный список ласковых прозвищ, типа: детки, птички, зайчики и еще небольшой списочек совсем неласковых имен, на которые реагирует вся стая.
Еще раз опровергну Уитни — собака в состоянии понять, что один и тот же предмет, одно и то же действие могут называться разными словами. Когда я гуляю со своими собаками и приходит время возвращаться домой, я могу дать следующие команды: «поворачиваем», «назад», «домой», — и собаки, включая щенков, среагируют должным образом. А уж когда приближается время кормления или время идти на прогулку, то можно и не говорить соответствующие слова (тоже в нескольких вариантах), а достаточно как в известном анекдоте, спросить: «Ну, что?»
Я могла бы привести еще множество случаев, доказывающих, что собаки понимают и отдельные слова и фразы, но все непредвзятые собаководы и сами прекрасно это знают, настолько все очевидно. И для этого, всего-навсего, нужно разговаривать с собакой, причем объем и уровень информации должны обязательно немного превышать возможности собаки к их усвоению. Точно так же мы развиваем умственные способности и у наших детей. Если бы лет сто назад кто-нибудь сказал, что от того, насколько много разговаривает мать с младенцем со дня его рождения, зависит уровень интеллекта ребенка в будущем, то такого человека сочли бы чудаком.
А того, кто посоветовал бы разговаривать с эмбрионом и вовсе — сумасшедшим. Теперь-то мы знаем, насколько это важно и официальная наука выдвигает ряд гипотез, объясняющих этот феномен, вот только есть ли среди них верная — пока еще вопрос. А вот свежайшие новости от ученых-биологов: такой же положительный эффект наблюдается и у щенков, с которыми хозяева начинают общаться еще до момента рождения. Чудеса? Нисколько! Я, лично, всегда это знала и делала, не ожидая одобрения науки.
Чем больше вы будете разговаривать с собакой, тем чаще она будет радовать вас пониманием ситуации, а то и вовсе удивит, демонстрируя незаурядные возможности которые следовало бы отнести даже не к пониманию слов, а к чтению мыслей. Собака иногда может понять смысл слов, услышанных впервые в жизни или просто недоступных собачьему пониманию. Такие озарения происходят крайне редко, поэтому повторить их в лабораторных условиях не представляется возможным и потому остается в силе то, что значение слова должно быть вначале объяснено собаке.
При этом не нужно путать такие случаи со способностью собаки извлекать из речи человека знакомые слова и воспроизводить в памяти ситуации, при которых эти слова употреблялись ранее. Пример такого «ясновидения: Ники была еще совсем молоденькая, на прогулке она причуяла что-то очень интересное, остановилась, чтобы повнимательнее обнюхать и отстала от меня. Я подзываю собаку, но она так увлечена, что не реагирует. Начинаю сердиться, покрикиваю — никакого эффекта.
Окончательно рассердившись, говорю: «Вот я сейчас хворостину возьму!» Ники подпрыгнула от возмущения, хотя слово хворостина она слышала впервые в жизни и уж, конечно, не знала о важнейшей роли этого предмета в воспитании собак. Она рванула ко мне, и я быстренько подняла какую-то веточку с земли, чтобы продемонстрировать правдивость своих слов. Веточка была немедленно вырвана из моих рук и разгрызена на мелкие кусочки, но с тех пор и по сей день упоминание хворостины является самым действенным способом пресечь нежелательные действия. Еще пример: в жаркий июльский полдень Ники уселась на открытом месте. Говорю ей: «Что ж ты уселась на солнцепеке? Перейди в тень» Такса немедленно встала и, отойдя на метр в сторону, села в тенечке.
Может быть все это совпадения? Но таких «совпадений» я могла бы привести еще очень много — рамки статьи не позволяют. А комментарий к этим примерам будет в следующем разделе.
автор Лариса Пасечник
|
|
Всего комментариев: 0 | |